Цитата "Путь программиста"
Мы… обучаемся играя, активно делая что-то, сами не понимая что.

Умение учиться – так же известное как “мета-обучение” – один из наиболее полезных навыков из всех, что вы можете приобрести. И до сих пор практически никто не знает как это сделать.

Почему это так важно?

Все давно сказано до нас: “Хочешь накормить человека один раз — дай ему рыбу. Хочешь накормить его на всю жизнь — научи его рыбачить.”

Умение учиться – предыдущий шаг. Ты должен научить человека как учиться самостоятельно.

Школа таким вещам не особо учит, поэтому я организовал “Проект Эрудит”, цель которого – восполнить дыру в нашем понимании вещей.

Итак, куда направиться, если вы хотите научиться учиться? Можно попробовать университет, но, если честно, я довольно скептически отношусь к высшему образованию. Исследования – отличная вещь, но теории нужно проверять в реальном мире. Не учите теорию. Практикуйтесь.

Если бы я захотел похудеть, я бы не пошел советоваться с диетологом. Наоборот, я направился бы к людям, которые знают не понаслышке, что значит “быть в форме”: скалолазам, бойцам и (во вторую очередь) бодибилдерам и фитнес-моделям.

Точно так же, чтобы узнать, как учиться, вы можете задаться вопросом: “Кто больше всего заботится об обучении?” На ум сразу же приходят две категории людей: стоимостные инвесторы, такие как Уоррен Баффет (который прочитывает в день сотни страниц) и  люди, на которых я сегодня хочу сосредоточить свое внимание – программисты.

Технологии меняются очень быстро и программисты вынуждены постоянно учить новые языки и приобретать новые навыки.

Недавно я купил все книги, которые только смог найти по данному вопросу, и самой популярной оказалась работа Джона Сонмеза “Путь программиста”Soft Skills: The software developer’s life manual). У книги 4.7 звезд в рейтинге Амазон и больше 200 отзывов с наивысшей оценкой.

В книге 9 частей, посвященных тому, как учиться, но я хочу поделиться с вами наиболее полезным разделом, который я назвал 10-шаговая система Сонмеза.

Я собираюсь описать процесс, состоящий из 10 ступеней, который я разработал для быстрого обучения новым технологиям; этот же процесс я использовал для создания более 30 полноформатных курсов для разработчиков в течении года.

Джон Сонмез

Давайте посмотрим.

Фаза 2: Обучающий цикл

10-шаговая система Сонмеза разделена на две части: исследование (шаги 1-6) и обучение (шаги 7-10).

Самый лучший способ понять систему, на мой взгляд, это идти в обратном направлении. Сначала мы рассмотрим вторую часть, фазу обучения. А затем вернемся к первой – фазе исследования.

Кое-что нужно понять сразу: НАКОПЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ – ЭТО НЕ ОБУЧЕНИЕ.

Вы не сможете научиться писать книги, ездить на велосипеде, участвовать в борьбе, заполнять электронные таблицы или писать на Java только читая книги. Книги могут помочь, но только в сочетании с практикой.

Что нужно сделать, если вы хотите выучить что-то? В конечном счете вы научитесь лучше всего, если начнете действовать, расширите свои знания и получите более глубокое понимание того, что выучили, когда будете учить кого-то еще.
Ваши усилия по самообразованию должны быть сфокусированы на том, чтобы достичь момента, когда вы втянетесь в процесс и начнете действовать как можно раньше.

Джон Сонмез

Иными словами, практика важнее теории.

Ключевая идея в том, что есть очень много вещей, которые невозможно выразить словами. Книги могут помочь получить вербальные знания, но они не передают невербальные, неявные знания. Такие вещи можно узнать только благодаря практике.

Более того, что-то можно понять только после построения “сети контекста”, что тоже приходит только с опытом. Поэтому теорию скалолазания становится значительно проще, если проводить в зале по несколько часов. По этой же причине вы, возможно, игнорировали советы родителей (искренние и мудрые): “Не связывайся с этой девочкой, она не доведет тебя до добра”. Иногда, чтобы понять, нужно обжечься.

Поэтому очень странно, что мы вынуждены ходить в школу до того, как у нас появится какой-то реальный жизненный опыт. Все, что мы можем делать, это с сожалением вздыхать: “О-о-о, мне стоило внимательнее слушать учителя истории”.

Но, давайте же взглянем на шаги.

Шаг 7 и 8: Изучите достаточно, чтобы начать

Один из лучших способов начать строить “сеть контекста” начать экспериментировать. Наша цель – войти в игру как можно скорее

Если вы получите достаточно знаний, чтобы начать играться, вы сможете использовать свой собственный творческий ум и любознательность для дальнейшего обучения. Нам свойственно запоминать больше и задавать более осмысленные вопросы в процессе игры. <…> Детеныши животных много играют и через игру обучаются навыкам, необходимым для выживания. Видели как котенок учиться охотиться на мышей? Так и мы, обучаясь в игре, способны действительно приобрести нужный навык.

На самом деле, существует несколько теорий, которые утверждают, что игры детенышей имеют эволюционное значение – они призваны развить у молодых животных навыки, которые понадобятся в реальной жизни. Шутливая драка – безопасный способ подготовиться к драке настоящей.

Итак, перед нами два шага:

  • Шаг 7 – Изучите достаточно, чтобы начать.
  • Шаг 8 – Экспериментируйте.

Никто не читает руководство пользователя к видео-играм до того, как вставил картридж в приставку и начал играть. Точно так же, я начал заниматься скалолазанием зная всего несколько базовых правил (переноси вес на ноги и стой близко к стене).

Шаг 9: Выучите достаточно и сделайте что-нибудь полезное

Эксперименты дают нам контекст и неявные знания для того, чтобы вернуться назад и погрузиться в более вербальное, аналитическое обучение:

На шаге 8 вы исследовали предмет и, надеюсь, у вас появились вопросы, на которые вы не смогли найти ответы самостоятельно. Теперь пришло время ответить на них. Вы должны просмотреть все собранные ресурсы и изучить из подробнее.

Если вы скалолаз, то можете погуглить как решить проблему, которую не в силах решить самостоятельно. Может быть, вам нужно изучить новую технику? Или просто не хватает сил?

Программисты могут изучать особенности синтаксиса того, что они сделали в процессе эксперимента, но не поняли как.

Шаг 10: Обучайте

Наконец, пробуйте и учите тому, что вы выучили самостоятельно.

[Обучение] единственный способ убедиться, что вы действительно что-то выучили, и заполнить пробелы в знаниях. Данный процесс заставит вас детально исследовать и понять тему, которую изучаете, поскольку вы организуете информацию так, чтобы она была понятна остальным.

Обучение помогает нам а) проверить, действительно ли мы понимаем что-то и б) “закрепить” знания, сохраняя их в памяти на долгое время.

Очень часто мне кажется, что я понимаю что-то, но не могу выразить это письменно. Это сигнал, что мое понимание не так глубоко, как казалось.

Есть множество способов учить. Вы можете вести блог как я. Вы можете пытаться объяснять что-то друзьям. Вы можете разговаривать сам с собой во время прогулок (признаю, так я тоже делаю). Вы можете записывать видео на YouTube. И все в таком роде.

Фаза 1: Исследование

А теперь давайте вернемся к первой фазе системы. Если честно, эти шаги мне кажутся достаточно скучными, поэтому просто пройдемся по верхам, чтобы иметь о них базовое представление.

В то время, как шаги 7-10 вы должны повторять снова и снова, шаги 1-6 нужно выполнить только раз. Это подготовка к качественному обучению:

  1. Получите общую картину. Прочитайте пару статей, просмотрите оглавление книги, страничку в Вики и пр., чтобы получить представление, насколько тема объемна.
  2. Определите масштаб. Ограничьте размеры того, что нужно выучить. Темы “физика” или “философия” слишком объемные и изучение может занять десятилетия. “Классическая механика” все еще большая тема, но несколько проще для изучения.
  3. Определите конечный результат. Поставьте себе ясную цель изучения, чтобы было понятно, когда вы ее добьетесь.
  4. Найдите ресурсы. Собирайте для своего проекта информацию изо всех доступных источников: интернета, библиотек, форумов.
  5. Создайте план обучения. Используйте, что вы узнали на предыдущих шагах, для составления плана.
  6. Отфильтруйте ресурсы. Теперь, зная план, почистите список ваших ресурсов, оставив только наиболее полезные.

Я согласен не со всеми пунктами списка (к примеру, я не фанат ни определения результата, ни составления планов заранее, поскольку определение успеха меняется в процессе обучения. Кроме того, во многих областях знаний, успех не так уж легко измерим).

Но вот пункты, которые мне очень нравятся:

  • Начинайте с общей картины.
  • Опасайтесь ошибки коллекционера. Обучение – это практика, а не лучший инструмент или наибольшее количество ресурсов.
  • Переходите к Фазе 2 (обучению) так скоро, насколько это возможно.

Что дальше?

Теперь, еще несколько мыслей.

Во-первых, в книге “Путь программиста” еще много полезной информации. К примеру, отличная глава по поводу поиска наставника или о том, как находить пробелы в знаниях и восполнять их. Кроме того, есть главы, посвященные продуктивности, физическим тренировкам и проч. Посмотрите, если эти вещи вас интересуют.

Кроме того, я извлек из нее два важных урока. Первый: обучение – это цикл: игра -> изучение -> обучение -> игра -> изучение -> обучение … и так до бесконечности.

Второй урок? Обучение – это игра.

Не знаю, как на счет вас, но я собираюсь играть до конца моей жизни.

Оригинал статьи и еженедельная рассылка от автора, где он обещает обзоры на интересные книги, эссе и записи из личных блокнотов. Как по мне, выглядит интересно.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.


0 комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: